"О чем звонят колокола Хатыни?"
22 марта 1943 года — скорбная и печальная дата в истории всего белорусского народа. 79 лет назад непоправимая трагедия настигла белорусскую деревню Хатынь. Мартовский день стал последним для 149 человек. В пламени исчезли 26 домов, 75 детей обугленными головешками лежали на пепелище. На месте тихой лесной деревни остались сиротливо торчащие печные трубы…
В этот весенний день озверевшие фашисты ворвались в Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизаны обстреляли автоколонну фашистов и в результате нападения был убит немецкий офицер.
Людей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу удалось скрыться.
Фашисты заперли двери сарая и подожгли его. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. Охваченные ужасом, люди бросились бежать, но фашисты хладнокровно их расстреливали.
Деревня была разграблена и сожжена дотла. Лишь двое детей остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда люди выбегали из горящего сарая, Анна Желобкович крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей — гитлеровцы приняли его за мертвого.
Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии — 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Он пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Среди трупов односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен и скончался на руках у отца.
О трагической дате и выжившем свидетеле Иосифе Каминском рассказывает документальный фильм «Святыни белорусской земли. Хатынь». Трагический момент из его жизни положен в основу создания скульптуры мемориального комплекса «Непокоренный человек».
Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации белорусской земли. Мемориальный комплекс Хатынь, открытый 5 июля 1969 года, стал общим памятником для 186 деревень Беларуси, полностью уничтоженных вместе с жителями.